Консультация

Добрый день, уважаемые читатели!

Сегодня мы говорим на сложную тему о том, как повысить управляемость бизнеса и эффективность компании.

Сначала необходимо определиться с терминами и определениями. Что такое управляемость бизнеса? Что такое эффективность компании? Очень важно понимать, что это значит.

Очень часто поступают обращения по поводу неэффективности бизнеса или потери управления компанией. Но как диагностировать эту проблему? Как понять, что компания действительно в таком ужасном состоянии?

Что же такое управляемость компании?

 Это система стратегического управления и каскадирования целей. Часто возникает вопрос, что такое стратегическое управление и почему без него нет управляемости компанией. Если у вас нет возможности поставить стратегическую цель в вашей компании, то она будет декомпозировать её на определенные блоки по функциям и будет каскадирование до операционных сотрудников. Соответственно, можно сделать вывод, что у вас нет никакого управления компанией. Управление происходит интуитивно по ситуации или это реактивное управление.

Существуют различные системы управления. Это системы сбалансированных показателей и другие. Мы не будем подробно заострять внимание на других видах систем управления в рамках обсуждения системы сбалансированных показателей. У нас будет цикл статей, в которых мы будем подробно говорить о них.

Система сбалансированных показателей – это такая система, которая строится на стратегическом уровне и кодируется до самого низа. Пока нет более эффективных систем для организации управления.

Хочется отметить, что архитектурное управление, которое мы внедряем, - это более глобальные конструкции, чем система управления. Архитектурное управление - это конструкция, обеспечивающая существование. Если рассматривать аналогию с человеком, то управление системой нервных окончаний, мозговая активность – это архитектурное управление. Оно контролирует человеческое тело, его движения, из чего оно состоит, и какие процессы в нем происходят. Именно поэтому если у вас выстроена такая система и она начинает разрушаться по той или иной причине, это значит, что вы теряете управление вашим бизнесом. Иными словами, снижается управляемость бизнеса. Если у вас её никогда не было, то и снижаться нечему. Ноль не может стать меньше. На самом деле конечно может, но в бизнесе подразумевается, что отрицательных значений нет. Ноль означает, что в вашей компании нет ни регламентов, ни каких-либо стандартов. Если же что-то подобное присутствует в вашей компании, то вы начинаете подниматься над нулем. Очень часто бывает так, что компании вообще не имеют никакой управленческое документации. Это примерно 80% компаний. А у почти 80% из тех, которые имеют такую документацию, она у них просто на просто мертвая и никак не совместима с реальной жизнью и деятельностью компании. Для чего она нужна в таком случае, остается глубокой загадкой. Кроме того, подобные регламенты создаются зачастую для того, чтобы пускать пыль в глаза. Но мы же живём не в 1995 году и не в 1999 году. Поэтому не понятно, как регламенты в 300 страниц могут пускать кому-то пыль в глаза, если они не на что не годятся, кроме как подставка для кружек с кофе, не более. Это что касается управляемости бизнеса.

Что же такое эффективность и как определить, что ваш бизнес не эффективен, или что его эффективность снижается?

Эффективность определяется через экономические показатели. Прежде всего она определяется через различные формы рентабельности бизнеса и его экономические показатели. Соответственно, чтобы определить эффективность бизнеса нужно знать уровень продаж и рентабельность основных средств бизнеса.

Часто в компаниях этим данным не придают большого значения и не понимают, для чего их нужно знать. Больше внимания уделяется выручке. Сумма за работу и сколько осталось прикидывается примерно. Например, примерно столько-то потратили на сотовую связь. Поэтому такие компании всё время болтаются в зоне кассовых разрывов. Такое отсутствие фиксации данных и контроля говорит о вопиющей неэффективности. Если вы ничего не знаете о своих показателях, то опять-таки вы находитесь на нуле.

Прежде чем говорить о снижении эффективности, надо чтобы она у вас появилась. Если у вас рентабельность была, допустим, средняя по номенклатуре при каком-то определенном объеме продаж 20% в прошлом месяце, а в этом 18%, то можно сказать, что рентабельность снижается. Это может быть вызвано какими-то определенными проблемами. Необходимо разбираться с этим вопросом. Это и есть как таковая эффективность бизнеса.

Спасибо вам, что прочитали эту статью! До свидания!